Художественные принадлежности

В технике суми-э мы используем традиционные японские материалы, которые при необходимости можем заменить китайскими. Использование восточных материалов привносит неповторимую атмосферу в процесс творчества в данной технике.

Основные принадлежности,  используемые для создания работ в стиле суми-э называются «Четыре драгоценности кабинета ученого». К ним относится: кисть, тушь, бумага, тушечница.

 

Четыре драгоценности кабинета ученого

 

Кисть – Фудэ

Для создания работ в стиле суми-э используются только традиционные восточные кисти японского или китайского производства. Из-за особого строения они очень хорошо удерживают влагу и дают  широкие возможности художественной выразительности в данной технике.Кисти делают из меха животных: козы, ласки, барсука, енотовидной собаки, лошади, оленя. 

 

Существуют три основных типа данных кистей: мягкие, жесткие и смешанные.

 

Тушь - Суми

Именно искусное владение оттенками туши, делает картину в технике суми-э «живой». Удивительные переходы и ритм от нежного светлого тона до насыщенного, глубокого черного завораживают зрителя.

Существует множество характеристик и сортов туши. Вот лишь некоторые из них.

Тушь бывает двух видов: жидкая и в брусочке.

Так же существуют отличия в японской туши по оттенкам: сёнбоку – синяя тушь и юнбоку – коричневая. Сёнбоку делают из сажи сожжённой сосны, а юнбоку делают из сажи сожжённых растительных масел (рапсового, кунжутное, камелии). Затем сажу смешивают с клеем из рыбьих или животных костей (никава) и прессуют в виде бруска.
 

Тушечница – Судзури

Судзури можно разделить на два вида: сделанные из натуральных камней(известняк, нефрит, кварц) и специально изготовленные (из глины).

Тушечницы могут быть как китайского, так и японского производства. Те что выполнены из натуральных камней, как правило, изготавливаются в Северном Китае. Судзури изготовляемые в Японии, называются по месту их изготовления, например акама-га-секи Акама (префектура Ямагути).

 Форма и размер судзури могут быть очень разными, но чаще всего они прямоугольные.

Для растирания туши на поверхности тушечницы  понадобится небольшое количество воды комнатной температуры, которую необходимо налить в углубление тушечницы. Брусочек туши растирается на холме тушечницы плавными круговыми движениями. Считается, что неспешный процесс растирания туши  настраивает вас на творческую работу, освобождая от лишних мыслей и представляя бедующий сюжет.

 

Бумага – Ками

 

Нигде, пожалуй, этот материал не занимает такого важного места, как в японской культуре. Бумага была завезена в Японию буддийскими монахами из Китая в 601г.

По-японски бумага и божество звучат одинаково - Ками. Схоже именно созвучие, иероглифы написания этих слов разные, но передают то чувство, с которым относились японцы к бумаге.

К VIIв. В Японии формируется уникальная технология ручного изготовления бумаги.  Такая бумага получила называть Васи.

Бумага, которая используется именно для живописи в Японии называется – гасенси, которую так же очень часто называют «рисовой бумагой», но на самом деле она выполняется из волокон различных растений: шелковицы,  бамбука, сандалового дерева, рисовой соломы,  хлопка или льна).

Различают бумагу китайского (хонгасэн) и японского (вагасэн) производства.

 

Важным свойством бумаги выступает степень растекаемости туши по бумаге – нидзими. Степень расплывания пятна туши зависит от сорта бумаги и является определяющим критерием при ее выборе.

Помня об этом свойстве бумаги - быстро впитывать воду, художник должен понимать, что линии следует проводить быстро, без малейших колебаний, для чего требуется практика. 
 

Другие материалы

 

Краски –Гансай

Нужно помнить, что первоочередным художественным средством выражения в японской живописи суми-э является суми и все богатство ее оттенков, воспринимаемые японским художником как цвета. Однако если вы любите цвет, вполне допускается красочные акценты в этом жанре.

Японские краски гансай очень похожи на акварельные краски, но имеют специфичный состав который позволяет краскам не расплываться при повторном попадание на них влаги, что важно при последующем оформлении и уплотнении работ

© 2019 Александра Васильева